Заметки о Мастере Окадзаки и Происхождение Данзан Рю Джиу-джитсу
автор: Том Кинг (представлено Томом Ланге) из Эха Киаи – Весна 1996 года.
Перевод на русский и корректура:
Президент АНО Международный Центр Исследований и Развития Боевых Искусств Синтез имени Ю.В. Ляшенко, 6 Дан по Традиционному Джиу-джитсу, Ярослав Юрьевич Ляшенко©
По материалам сайта Международной Федерации Джиу-джитсу Бусидокан.
На рассвете 10 сентября 1906 года пароход «Китай» причалил в Гонолулу. Десятидневное путешествие из Йокогамы прошло без происшествий. Газета Pacific Commercial Advertiser Daily, комментируя прибытие китайского лайнера, отметила, что на борту лайнера находилось всего одиннадцать пассажиров, что является самым низким показателем в истории, 309 японцев и 9 европейских иммигрантов в кают-компании.
Одним из пассажиров третьего класса был молодой человек по имени Сейсиро Окадзаки. Сейсиро было шестнадцать, когда он прибыл в Гонолулу. Он был четвертым сыном Хануэмона Окадзаки, чья семья прослеживала свои корни в шестнадцати поколениях самураев.
Семья, вероятно, переехала из Нагои в Какэдачо некоторое время спустя после 1868 года, после того как правительство Мэйдзи отменило феодальную систему Японии и, по сути, класс самураев.
Когда семья переехала в Фукусиму, они были богаты, но Хануэмону Окадзаки, отцу Сейсиро, не повезло. Несколько деловых предприятий потерпели неудачу, и к тому времени, когда Сейсиро родился, 28 января 1890 года, состояние, которым когда-то владела семья, почти исчезло.
Как только возраст позволил, Сэйсиро был отдан в подмастерья к местному бизнесмену, и к пятнадцати годам он планировал уехать из Японии на Гавайи. Это было время интенсивной японской миграции.
Гавайи рассматривались как страна возможностей, и соблазн Новой Земли и нового старта, возможно, был непреодолим. Если судить о дальнейшей жизни Окадзаки, то очевидно, что он любил путешествовать, так как находил новых людей и новые места стимулирующими.
По каким - то причинам в конце августа 1906 года он направился на юг, в портовый город Йокогама, купил билет на пароход Китай и утром 1 сентября наблюдал, как исчезает японское побережье, когда Китай шел к Гавайям. Он не увидит Японию еще восемнадцать лет.
Окадзаки прибыл на Гавайские острова в Гонолулу. Многие японские иммигранты нашли работу на тростниковых полях, и Окадзаки не был исключением. Он пошел работать на плантацию Эва. Он не был особенно крепким мужчиной.
Высокий и стройный, с тем, что, вероятно, было астмой, Окадзаки не находил тяжелую и пыльную работу на плантации привлекательной или здоровой. Он оставил плантацию Эва и устроился на работу, сначала в местный магазин под названием Yoshimura'S, а затем в Hoffschlaeger's, местную оптовую компанию, прежде чем уехать и отправиться на Мауи. На Мауи Окадзаки пошел работать на плантацию Пайя, где женился.
К 1909 году Окадзаки добрался до Хило. Он провел на Оаху и Мауи не более двух лет. Он прожил на Большом острове семнадцать лет и именно на Гавайях начал заниматься Боевыми Искусствами.
Когда Окадзаки прибыл в Хило, ему было нехорошо. У него был кашель, и он был истощен. Он был у врача, который диагностировал у него предтуберкулезное состояние.
Доктор, возможно, посоветовал ему успокоиться и поберечь силы. Не обращая внимания на предостережения врача, Окадзаки отправился на поиски лекарства.
Он нашел его в странном месте, в Хило Синю-Кай, Дзю-дзюцу Додзе, которым руководил мастер боевых искусств по имени Китимацу Танака. Джиу-джитсу, вероятно, было последним, что прописал бы врач Окадзаки.
Изнурительные тренировки, падения, постоянные побои вряд ли могли бы послужить хорошим лекарством от туберкулеза. Однако уже через год предтуберкулезное состояние исчезло, и у высокого тощего парня, по словам самого Окадзаки, развилось “железное тело”. Этот интерес к Боевым Искусствам, начавшийся в Хило в 1909 году, стал всепоглощающей страстью.
Годы в Хило были очень насыщенными. Тренировки по Джиу-джитсу с Танакой-сенсеем проходили ежедневно. Когда он не был в Синю-Кай, он работал. Он перепробовал много разных профессий, но Джиу-джитсу было его жизнью.
Изучая Есин-рю у Танака-сэнсэя, он начал изучать и другие формы. Он изучал Гавайское Луа, Окинавское Каратэ, Филиппинский Ножевой Бой и, от мастера Во Чонга, Кунг-Фу. Однако главным его знанием был Есин-рю, стиль, которому учил Танака-сенсей.
Восстановление его здоровья и опыт в Есин-рю сделали Окадзаки немного самоуверенным. В начале двадцатых годов он начал ходить по острову, устраивая показательные бои, где и когда ему удавалось найти желающих.
Его величайшие моменты пришлись на май 1922 года. В апреле того же года друг Окадзаки, мастер Боевых Искусств по прозвищу “скорость” Такахаси вызвал на поединок боксера по имени Карл “Кайо” Моррис.
Это должно было быть противостояние Боксера и специалиста по Джиу-джитсу. Такахаси был быстр и чрезвычайно опытен, но он носил очки и не мог хорошо видеть без них. Моррис воспользовался своим преимуществом и нокаутировал Такахаси в первом раунде.
Окадзаки немедленно вызвал Морриса на поединок. Следующие полтора месяца он тренировался. Он наблюдал за другими боксерами, пытаясь найти слабые места. Друг, работавший в автосалоне "Шевроле", посоветовал ему держаться как можно ниже, подальше от ударов Морриса. Он воспользовался этим советом.
19 мая 1922 года они встретились. Бой был запланирован на шесть трехминутных раундов. В первом раунде Окадзаки преследовал своего противника, пригибаясь к земле. Теория всегда менее опасна, чем практика. Окадзаки недооценил силу и мощь Морриса, и в середине первого раунда ему сломали нос.
В следующем раунде все наблюдали за дебютом Окадзаки. Моррис удерживал Окадзаки на расстоянии, оставив свою руку немного длиннее, чем нужно. Окадзаки двинулся, зашел боксеру под руку и бросил его. Бросок и падение повредили руку Морриса, и он был не в состоянии продолжать. Слава Окадзаки пришла мгновенно, и газеты разнесли эту историю по всей Японии.
Газета "Хило Дейли Трибюн", хоть и не расточала похвалы, тем не менее, была полна энтузиазма. Эта история попала на первую полосу субботнего утреннего выпуска с заголовками:
“У Морриса не было шансов против эксперта по Джиу-джитсу” -
” Через пять минут после начала смешанного боя, в течение которого Окадзаки дважды бросал Морриса и себя через канаты в зал. Окадзаки бросил своего противника на мат и с замком руки, который вывернул мышцы правой руки Морриса и заставил его сдаться. На первый взгляд казалось, что у Морриса сломана рука, но после осмотра доктором С. Р. Брауном, присутствовавшим в зале, выяснилось, что мышцы просто сильно вывихнуты”.
Предполагается, что после боя Окадзаки навестил Морриса в больнице и помассировал боксеру руку, и они даже подружились. Какой бы ни была эпитафия поединку, победа, несомненно, укрепила и без того здоровое самолюбие Окадзаки.
В 1924 году Окадзаки вернулся в Японию и совершил шестимесячное турне по всем Додзе, которые смог посетить. Очевидно, он остановился в Кодокане, прошел там проверку на звание и был награжден Третьим Даном по Дзюдо.
В 1926 году Окадзаки был описан как “инструктор по джиу-джитсу” в справочнике Хило. Это был первый раз, когда он назвал свою страсть своей профессией. В том же году Окадзаки переехал из Хило на Мауи. В 1927 году в справочнике Мауи он значился как “профессор Генри С. Окадзаки, восстановительный массаж”. Это первый раз, когда появляется имя “Генри”, и первый раз, когда восстановительный массаж появляется как его бизнес. На самом деле он изучал массаж одновременно с обучением в Есин-рю Джиу-джитсу. Переезд на Мауи стал началом работы всей его жизни в этих областях.
Окадзаки провел на Мауи четыре года. За это время он и его брат Генкитчи, приехавший на Гавайи в 1917 году, построили комплекс массажа и Джиу-джитсу в Паукукало, к северу от Кахулуи, прямо на берегу океана. Это был впечатляющий комплекс с большой массажной зоной, гидромассажными ваннами и додзе.
В течение следующих четырех лет Окадзаки начал обучать японцев и американцев тому, что он называл, Данзан Рю. Данзан Рю - так Окадзаки называл систему Джиу-джитсу, которую сам же и разработал.
Это была гибридная система, взявшая то, что он считал лучшим из Есин-рю, Гавайского Луа, Окинавского Каратэ и других видов японских и китайских боевых искусств. Было немного форм борьбы, с которыми он не был знаком, и он использовал, эти обширные знания с хорошей пользой в развитии Данзан Рю.
Первоначально система состояла из пяти и, возможно, шести списков: Явара, Наге-но Ката, Шиме-но Ката, Оку-но Ката, Шинин-но маки и, возможно, синьо. Другие списки и методы будут добавлены позже.
Одновременно с разработкой Данзан Рю, Окадзаки также начал разрабатывать свой собственный метод массажа. Он изучал массаж у Танаки-сэнсэя и перенял европейские техники, которые наверняка видел у местных боксеров и борцов.
Метод восстановительного массажа Окадзаки, как и Данзан Рю, был гибридом. Это была система, которая использовала предплечье, точку локтя и ноги, а также руки. Окадзаки лучше всего помнят как мастера боевых искусств, но при жизни он был наиболее известен как высококвалифицированный физиотерапевт.
Комплекс на Мауи был очень оживленным местом. Днем братья делали массаж пациентам; ночью они либо преподавали в додзе, либо ходили в местные додзе в этом районе и учили. Комплекс Мауи и четыре года, которые Окадзаки провел там, положили начало Данзан Рю и методу восстановительного массажа Окадзаки.
Окадзаки покинул Мауи в 1929/1930 году и, оказавшись в Оаху, снял дом на южной Гостиничной улице. Дом, который назывался “Никко”, был японского дизайна. Окадзаки купил этот дом в 30 - х годах, и Никко стал центром Данзан Рю на следующие двадцать один год. Однако первым делом Окадзаки занялся не Джиу-джитсу.
Джиу-джитсу никогда не приносило ему большого дохода. Он заработал свои деньги на умении делать массаж. На Оаху он сначала откроет физиотерапевтический бизнес, а потом займется Джиу-джитсу.
К лету 1931 года его массажный бизнес был основан, но все, чего ему не хватало, - это додзе, место, где он мог бы начать тренироваться и тренировать студентов. Прямо за офисом находилась бетонная плита размером примерно двадцать на сорок футов. Хатиро, старший сын Окадзаки, вспоминает, как Данзан Рю начал работать в Оаху:
- Однажды я поливал Японский сад в одних трусах. Я был тощим, тщедушным ребенком. Он наблюдал за мной и сказал: “упади”, а я посмотрел на траву, на которой стоял, и сказал: “Ну и ну, места не хватит”, а он сказал: “Нет, на бетон”. Я посмотрел на него и сказал: “Здесь нет татами!” - На улице ты собираешься сказать парню: "подожди, пока я достану татами?”.
Поэтому я сделал сутеми, потому что был послушным сыном и хотел произвести на него впечатление. Я почувствовал, как все мои кости хрустят, хрустят на бетоне. - Эта бетонная плита была ковриком, на котором ученик Окадзаки тренировался первые несколько лет. Излишне говорить, что классы были не очень большими.
Первоначальная группа состояла из Хатиро, японского мальчика по имени Оскар Ковасима и американского мальчика по имени Бенджамин Маркс. Первый год никогда не видел больше восьми или девяти мальчиков на “коврике” одновременно.
Интересно, что никто не пострадал на бетоне, и, как вспоминает Хатиро, падение на бетон было не так уж плохо... после того, как вы привыкли к нему. Хатиро вспоминает:
«наконец, примерно через пару лет он смог купить татами, и именно тогда размеры класса увеличились. Но на бетоне было очень весело, никто не пострадал. Если шел дождь, это не имело значения, и если вы бросали парня, он просто скользил по бетону. Это было очень весело. После того, как он купил маты, у нас были вывихнуты шеи и все такое. Пока мы были на бетоне, все было в порядке».
Буквально тысячи студентов учились у Сейсиро Окадзаки. Он учил не только японцев, но и американцев. На самом деле, он был готов учить любого, кто хотел учиться.
Джиу-джитсу всегда было прерогативой японцев, и щедрость Окадзаки, делившего Джиу-джитсу с другими, не была хорошо принята более консервативной японской общиной. Но он не сдавался, даже преподавал в годы войны, когда о японцах плохо думали и плохо их терпели. Его рабочий график был расписанием двух человек.
Он начинал свой рабочий день около 7 утра и делал массаж клиентам до 10 вечера, с перерывами для занятий Джиу-джитсу. После того, как он заканчивал массаж или занятия по Джиу-джитсу, он выходил и делал массаж инвалидам, людям, которые могли прийти к нему к 2 часам ночи.
Наполовину проснувшись, Хатиро массировал отцу руки и ноги, чтобы тот мог уснуть. Реставрационный санаторий Никко и Додзе Данзан-Рю станут вехами в истории Гавайев. Когда Франклин Д. Рузвельт приехал на острова в 30-х годах, Окадзаки был вызван, чтобы сделать ему массаж. Когда в 1935 году жена Джона Берна (будущего губернатора) заболела полиомиелитом, именно Окадзаки взял ее к себе в качестве пациентки.
Окадзаки работал с миссис Бернс в течение нескольких лет, и в 1936 году, когда она решила родить третьего ребенка, вопреки всем лучшим советам местных акушеров, именно Окадзаки помогал ей во время беременности, постоянно массируя ее и поддерживая.
Окадзаки был выдающимся мастером Джиу-джитсу и физиотерапевтом. Он разработал систему, которая стала одной из основных систем Джиу-джитсу в Северной Америке. Тем не менее, его репутация как физиотерапевта на островах была даже больше, чем его репутация как мастера боевых искусств.
Окадзаки был знаменит тем, что принимал пациентов, которым официальная медицина не могла помочь. Он не был чудотворцем, но усердным работником, который верил в свою способность помочь.
Энергичный массаж, паровые ванны, горячие дурно пахнущие припарки, физические упражнения и огромная уверенность в своем мастерстве и восстанавливающих силах человеческого тела были принципами стиля физической терапии Окадзаки.
Его величайшим даром была готовность помогать другим. Люди, знавшие его, все указывают на его щедрость и на то время и усилия, которые он отдавал тем, кто в этом нуждался, как на признак этого человека. Окадзаки умер в 1951 году, но его работа продолжалась. Его метод массажа продолжает его сын Хатиро, а также сотни других мужчин и женщин, которые научились физиотерапии через него.
Джиу-джитсу Данзан Рю, которое под руководством Окадзаки стало главной системой на островах, сегодня имеет, если уж на то пошло, больше последователей, чем при жизни Окадзаки.
ПОБЕДИ САМОГО СЕБЯ – ВЗОЙДИ НА ОЛИМП ДУХА!