Лималама: Современное Американо-Полинезийское Боевое Искусство с Древними Китайскими Корнями

Автор: Доктор Карл Тоттон

Опубликовано в журнале Inside Kung Fu в мае 2004 года

Что вы получите, когда смешаете самоанские уличные бои, Кенпо-Каратэ, Китайское Кунг-фу, почти каждое японское боевое искусство, а также американский бокс и борьбу? Вы получите Лималама, разрушительно эффективное смешанное боевое искусство, созданное Тино Туелосега.

Старый Чайнатаун, Лос-Анджелес, Калифорния, 1966 год.

В 1966 году, в отдаленном уголке Чайнатауна в Лос-Анджелесе. Хаумеа «Крошка» Лефити, гигантский 137-килограммовый Самоанец, обладатель черного пояса в Лималама и черного пояса в Кунг-фу, злится. Он берет частный урок у Грандмастера Арк Юи Вонга, легендарного Мастера Кунг-фу, открывшего закрытые двери китайского искусства для американцев всех рас. Но Крошка недоволен тем, чему Вонг учил его в последнее время. Он считает, что «старик», так многие называли Вонга, держит его на коротком поводке, не раскрывая истинные секреты искусства. Итак, что же делает любой чистокровный Самоанец в такой ситуации? Он бросает вызов мастеру, говоря, что его тошнит от того, чему Вонг его учит!

Рассвирепевший Грандмастер, говорит, чтобы Крошка заткнулся или для него последуют неприятности, вместо этого Крошка продолжает издеваться, происходит стычка, и Крошка, который думал, что у него был довольно хороший боковой удар в то время, запускает его со всей своей скоростью и силой. То, что произошло дальше, было так быстро, что даже опытный глаз Крошки не смог обнаружить последовательность движений, но мгновение спустя он обнаружил себя на земле с острой болью и уродливым красным синяком.

«Старик» погрозил ему пальцем и предупредил, чтобы тот  «был осторожен». Вместо этого Крошка поднялся на ноги и на этот раз попытался ударить Вонга в лицо боксерским ударом. Внезапно ноги Вонга сделали невероятно быстрое движение, после чего его нога врезалась в мочевой пузырь Крошки! Когда Крошка рухнул на пол в агонии, Вонг спокойно вернулся к старому столу, который видел лучшие дни, и сел читать пожелтевшую китайскую газету. Крошка забрался в угол на четвереньках и сел на стул. В течение почти 30 минут ни один из мужчин не сказал ни слова, Крошка  был занят своим пахом, в то время как Вонг периодически украдкой поглядывал в его сторону, выглядывая из-за своей газеты.

После времени, которое казалось вечностью, Вонг, наконец, подошел к Крошке и спросил его, достаточно ли ему. Отдав Вонгу глубокий Шаолиньский поклон, Крошка сказал, что он не имел в виду неуважение, а просто хотел узнать правду о Кунг-фу, так как только Вонг мог этому научить. Вонг смотрел вдаль несколько долгих секунд, а затем принял судьбоносное решение – «приходи в это время завтра вечером, и я научу тебя».

С этим была достигнута новая глава в длинных летописях китайских боевых искусств, и Крошка, приступил к путешествию, которое привело его к изучению подлинных форм пяти зверей храма Шаолинь, выполняемых в стиле Мок Гар Кунг-фу, с пылающими «змеиными руками и шагом крысы». Это привело к тому, что основное искусство Крошки, Лималама приняло новое направление, которое превратило его в один из самых мощных боевых стилей, которые когда-либо видел мир.

Лималама и Китайское Кунг-фу

Лималама представляет собой смешанное боевое искусство, разработанное Тино Туманао Туелосега, и является смесью нескольких местных самоанских традиций с такими стилями, как американские – Бокс и Борьба и азиатские – Кенпо, Кунг-фу, Каратэ, Дзюдо, Айкидо, Джиу-джитсу. Его создатель Тино, обладал острыми глазами солдата, применявшего свою методику в реальных боевых ситуациях во время службы в Морской Пехоте в Корее, а также во время уличных драк в доках, портах и барах на Гавайях.

В течение нескольких десятков лет, Туелосега экспериментировал, адаптировал и модифицировал свои навыки, и, наконец, систематизировал весь свой боевой опыт в новое искусство, которое он назвал Лималама. Сам термин происходит от полинезийских слов – «Лима» и «Маламалама»,  после их упрощения и объединения, получился термин Лималама, который буквально означает «Рука Мудрости».

Родившись в Утулеи, Тутила,  Американское Самоа 2 июля 1932 года, Туелосега первоначально был введен старейшинами своей семьи в основы боевых искусств, в том числе его отцом, дедом и дядей. Движения, которые он изучал, были очень простыми и почти полностью неорганизованными. Ему пришлось систематизировать многие компоненты новой боевой системы, которую он в конченом итоге создал. После многих лет усилий, Туелосега классифицировал свое искусство на 13 групп:

1.      Афикау - изучение воинских традиций, в частности, танцев;

2.      Амофоэ – понимание распределения веса, способов сохранения баланса и выведения из баланса противника в его тактике и движениях;

3.      Фа’аэлисэ - изучение координации движений и способов сохранения равновесия, изучение рефлексов противника, чтобы поймать его для сокращения дистанции и произведения броска;

4.      Фауфусу или Ку’йку’йга – аналогичные движения рукопашного боя, как, например, уличный бокс или борьба;

5.      Луа’ага или Ле’ига - рассмотрение точек приложения силы на человеческом теле для поражения нервов и суставов;

6.      Милосиа - изучение проходов c применением круговых движений, как способов запутать противника или догнать его;

7.      Пепелу-ма-Пега – изучение ножевого боя. Является концептуальным, системным подходом к применению холодного оружия;

8.      Ума-ма Каупи’и – переводы и борьба в партере;

9.      Вака-ма Кавае – изучение ударов и защитных действий ногами;

10.  Ти’апега-ма Ло’у  – изучение способов применения трости для самообороны;

11.  Тал’амоа – изучение связок, приемов и комбинаций из других концепций;

12.  Упага-ма Ло’уло’уга – изучение способов, как им противостоять;

13.  Фа’ако’елау –  изучение техники произведения замков в сочетании с нокаутирующими ударами и отключениями.

Туелосега собрал всю эту массу информации, экспериментируя и адаптируя все, что он изучал и разрабатывал самостоятельно, основываясь на своем большом опыте в уличных боях и Боксе. После нескольких лет службы в Морской Пехоте в качестве главного инструктора по рукопашному бою и участия в высадке в Инчхоне во время корейского конфликта, Тино подвергся влиянию японских боевых искусств и продолжил изучать основные из них, включая Каратэ, Дзюдо, Айкидо и Джиу-джитсу. 

Вернувшись на материковую часть США, Туелосега продолжил изучение восточных боевых искусств, но на этот раз влияние было в большей степени китайским: Кенпо-Каратэ Эда Паркера и Шаолиньское Кунг-фу Арка Вонга. Тино стал первым американцем некитайского происхождения, получившим диплом Мастера по Кунг-фу из рук Вонга. Он стал местной легендой в Южной Калифорнии за участие в некоторых самых захватывающих неофициальных боевых турнирах, а также когда-либо проводившихся ранних турнирах по Каратэ, даже если он обычно дисквалифицировался за чрезмерный контакт и жестокость. Он помогал Эду Паркеру организовывать международные чемпионаты по Каратэ в течение многих лет, часто сам выступал в качестве главного судьи на некоторых из самых захватывающих матчей большого чемпионата.

Находка легендарного мастера Кунг-фу Арка Юи Вонга в китайском квартале Лос-Анджелеса привела Тино Туманао Туелосега ко многим завершающим штрихам все еще развивающегося искусства Лималама. Быстрые, похожие на пулеметную очередь, удары руками Кенпо были объединены с круговыми движениями и ударами из форм пяти зверей Кунг-фу Вонга. Формы включали в себя пять зверей Шаолиня:  Тигр, Дракон, Журавль, Леопард и Змея.

Когда он был, наконец, готов представить Лималама миру в 1965 году, Туелосега собрал вместе в Лос-Анджелесе пятерку местных легенд боевых искусств, которые стали его первыми черными поясами в новом искусстве:  Ричард Нуньес, Сол Эскивал, Джон Макаалу Луи (он же Джон Бык), Соломон Кайхевалу и кузен Туелосега, Хаумеа «Крошка» Лефити, который окончил учебу с Тино и Арком Вонгом в старом китайском квартале.

В дополнение к изучению нового искусства Туелосега, Лефити сам накопил огромный опыт боевых искусств, который включал в себя много лет Бокса и уличных боев, несколько лет японского Каратэ и два года обучения с китайским генералом, когда он находился на Тайване, проходя службу в Морской Пехоте. В искусстве генерала использовались, приемы из системы Мок Гар Кунг-фу.

После того, как Крошка собрался покинуть Тайвань и вернуться в Штаты, генерал сообщил ему, что единственным человеком, который знает этот стиль в США, является Арк Юи Вонг, но он предупредил его, что заставить Вонга преподавать секретное искусство будет очень нелегко. И, как мы знаем, изучение потребовало бы, чтобы Крошка также перенес много боли. Сколько боли будет, он еще только начинал узнавать.

Покойная жена Лефити, Алиса, часто заявляла, что ей иногда приходилось ехать из их дома, находящегося в Хантингтон парке в юго-восточный Лос-Анджелес в Чайнатаун, чтобы забрать Лефити после тренировки с Вонгом. Каждый раз она находила его черным или синим, хромающим и покрытым ссадинами, и ей приходилось отвозить его домой, поскольку он был неспособен вести себя нормально после нескольких сеансов со «Стариком».

Это заключало в себе иронию, поскольку Вонг был также опытным доктором китайской медицины, использовавшим как иглоукалывание, так и травяные средства в качестве искусного целителя. Но он, судя по всему, не позволял этому целительному навыку помешать его попыткам привить боевой дух специально отобранным для этого ученикам, таким как Туелосега и Лефити.

Во время Второй Мировой Войны, когда Китай был захвачен и частично оккупирован Японией, Вонг вернулся в свой родной Китай, чтобы сражаться с захватчиками. Он утверждал, что усовершенствовал свою технику Дим Мак или «смертельных прикосновений», сражаясь с японскими солдатами, испытывая на них смертельные удары, пока они не умирали! Именно в этом виде боевой культуры Лималама обнаруживает свои более темные корни.

Боевые принципы Лималама

При первом взгляде на Лималама, сразу бросается в глаза его невероятная скорость. Известно, что многие специалисты в этой области способны наносить человеку от 12 до 15 ударов в течение только одной секунды! Эти сверхзвуковые удары наносятся с огромной силой, основанной на правильных анатомических знаниях, хорошей физической форме и физической структуре, а также нескольких боевых принципах, которые повышают скорость и мощность. Большинство из этих принципов были особо подчеркнуты Хаумеа Лефити.

Одним из этих принципов является расслабление. Если практикующий не знает, как двигаться полностью расслабленным образом, будет очень трудно для него выработать тип скорости и координации, необходимые для движений, как с быстротой, так и с силой.

Другой принцип – это текучесть. Это похоже на методы ловушек и липких рук, которые встречаются в других китайских, филиппинских и индонезийских искусствах. Практики Лималама пытаются максимально приблизиться к противнику и оставаться в пределах диапазона захвата, чтобы ограничить или заломить конечности противника, обездвиживая их, за этим часто следует перелом костей.

Подобно этим есть еще одна концепция, известная под названием «Удар в Удар», независимо от того идет ли речь об ударе рукой или ногой. Сначала бойцы Лималама нацеливаются на то, чтобы повредить инструменты противника, а именно руки и ноги. Нанося удары по наступательному и оборонительному оружию противника, его конечности могут быть сломаны или, по крайней мере, достаточно повреждены, чтобы ограничить эффективную атаку или помешать противнику, блокировать контратаку.

Дотронься и уходи – это еще одна стратегия, используемая в искусстве. Когда первоначальный контакт сделан между вашей рукой и рукой противника, практик Лималама взорвется каскадом ударов, направленных на то, чтобы вызвать «шок и трепет», подавляя нервную систему из-за чего большинство противников, очень быстро передумает и просто попытается найти дыру, в которую можно уползти.

Течь, как вода, - это то, как искусство постоянно пытается выразить себя. Как вода, она неумолима и подавляющая. В то же время она мягкая и плавная, способна мгновенно изменять направление и фокусироваться. Тем не менее, когда вода собирается вместе, ничто в природе не обладает большей силой.

Эти и более 100 других принципов и концепций служат руководством для практиков Лималама, чтобы они были чувствительны и динамичны в бою. Искусство часто будет трансформироваться, и адаптироваться к движениям определенного противника, используя не только готовые формы, но и действуя ситуативно.

Использование упражнений

Искусство представляет собой набор упражнений, как одиночных, так и парных, которые улучшают навыки, необходимые для захвата, обездвиживания и залома конечностей противника. Некоторые из них представляют собой простые схемы ловушек, повторяемые в быстрой последовательности для наращивания скорости и мощи, прилипнув к рукам партнера. Некоторые практики используют свечи, бумагу и воду в качестве естественных элементов для развития скорости и текучести. Другие упражнения более формализованы.

Набор Блокировок – это  серия замков для вывихов суставов, организованных на пяти уровнях мастерства, которые развивают способность ломать палец, руку или сустав мгновенно при контакте с противником.

Этот набор блокировок часто даже практикуется в темноте, чтобы уменьшить потребность в любом визуальном контакте и далее стимулировать нервную систему к незамедлительному реагированию.

Выход из Угла - это способ научиться сражаться в углах и выходить из них.

Путем использования стен и полов с моментальным изменением положений тела, возможно, выучить незамедлительную маневренность и мобильность в любой ситуации. Для этого необходимо выполнять все свои техники и формы из любой мыслимой позиции: в углу, на земле, сидя, используя только руки или только ноги и т.п. Цель этой практики заключается в том, чтобы добиться абсолютной универсальности в технике независимо от конкретной ситуации.

Фундамент Лималама: Стебель

Пожалуй, это самый уникальный аспект искусства, сколько можно выучить техник с помощью всего одного шаблона из пяти движений! Этот инструмент называемый Стеблем, представляя собой комбинацию атакующих и защитных действий, выполняемых с открытыми ладонями, чтобы остановить и обездвижить врага, нанося удары и используя непрерывный поток. Она включает постоянное использование, как рук, так и ног, высокие и низкие движения которые получает противник, попавший под перекрестный огонь, что делает побег или защиту почти невозможными.

В Стебле используются одновременные блоки, удары и ловушки, которые могут легко сочетаться с любым из других принципов. Гибкая манипуляция запястьями – это ключевая особенность Стебля и всего искусства. Результаты этой практики похожи на константы и данности в математическом уравнении, что проявляется в том, что практик Лималама всегда знает, что нужно делать в конкретный момент, не задумываясь во время ведения поединка.

Высшим проявлением боевой эффективности всегда была способность мгновенно выполнять мощные защитные движения без мысли, имея тело и ум, которые работают вместе с автоматическими рефлексами. Стебель не только обеспечивает это, но и может быть произвольно сокращен или же расширен в зависимости от ситуации. Многие формальные методы Лималама имеют красочные названия, которые улучшают память и облегчают обучение.

Некоторые формы называются:

«Большой Кахуна» (посвящена Грандмастеру Туелосега), «Удар Медведя», «Удушение Кабана», «Ураган» и «Волновая Толчея».

Эти шаблоны техники, хотя и мгновенно изменчивы, учат, чтобы дать студенту уверенность в своих силах и обеспечить словарь или энциклопедию движений, которые могут быть изучены, чтобы дать еще больше методов.

Хаумеа Лефити часто говорил о разработке правильных телесных привычек, которые противодействовали бы некоторым из более негативных и непродуктивных привычек. Самый лучший путь – это совместить естественные реакции с натренированными реакциями. Таким образом начатые движения можно переставить и совместить с другими немедленно по мере того как развивается боевая ситуация.

Когда кто-то наблюдает за тренировкой по Лималама, само искусство может выглядеть совершенно по-разному. Например, один день может включать поединки, другой – удушения, заломы и ловушки. Третий может подчеркивать основные стойки, блоки и удары, в то время как четвертый может быть сосредоточен на звериных формах, работе с оружием или защите от групповых нападений.

Связующим звеном будет использование Стебля, который связывает большинство движений в единую форму искусства, использование Хлещущих Ударов (SplashingHands), многие из которых наносятся в пах или другие жизненно важные зоны.

Книга

В истории многих китайских боевых искусств часто упоминается секретная книга или свиток, содержащий множество скрытых аспектов искусства. Обычно он передается от учителя к ученику только в тех случаях, когда между ними есть полное доверие и ученик доказал свою преданность. В Лималама есть такая книга, которая называется «Руководство для Инструктора», и которая больше не является общедоступной, а тщательно бережется теми, кому посчастливилось получить свои копии лично из рук Грандмастера Тино.

Помимо подробной истории искусства и требований к рангу для разных уровней, в книге подробно описывается духовный смысл приветствия, эмблемы и нашивки, полное описание искусства, многие методы, формы, основы и технические аспекты с глоссарием Самоанских терминов. Она включает в себя подробный, полноцветный раздел, иллюстрирующий анатомию человеческого тела для изучения жизненно важных областей, нервов и точек давления, а также инструкции по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях.

Лималама: вчера и сегодня

Туелосега всегда описывал Лималама как Искусство Самообороны, он признавал вклад многих видов единоборств, которые повлияли на его развитие. В соответствии с этой традицией, искусство имеет систему ранжирования, как с Азиатскими, так и с Самоанскими аспектами. Нижние ряды поясов варьируются от белого, оранжевого, фиолетового, синего, зеленого и коричневого поясов, в то время как ряды черного пояса организованы следующим образом:

Черный  - Лимаймуа - помощник инструктора

1-я степень Черный - Лимамуа - Ассоциированный бакалавр искусств

2-я степень Черный - Лималуа - Бакалавр искусств

3-я степень Черный  - Алолама - Бакалавр Письма

4-я степень Черный - Ламакеле - Ассоциированный магистр искусств

5-й степени Черный - Малама - Магистр искусств

6-я степень Черный -  Маламамуа - Мастер писем

7-я степень Черный - Маламалуа - Докторантура

8-я степень Черный - Маламамай - Докторантура

9-я степень Черный - Маламакоа - Докторантура Письма

10-я степень Черный - Маламалама - Докторантура Писем

В прошлом, в 1960-х годах, тестирование на звание, особенно на уровень черного пояса, часто представляло собой пугающее испытание. Порой требования включали участие в реальных уличных боях, а учителя наблюдали за исходом боев издалека. Однажды даже потребовалось, чтобы предполагаемый черный пояс фактически сразился с каждым из пяти первоначальных основателей Ассоциации Лималама, плюс с самим Тино. Сегодня, сертификат черного пояса в Лималама остается очень желанным достижением для многих инструкторов.

Многие члены ТИЛОА: Международная Организация и Ассоциация Лималама Тино Туелосега, преподают различные аспекты искусства в зависимости от их индивидуальных особенностей. Некоторые из них имеют обширный опыт в боевых искусствах Китая, Японии, Окинавы, Кореи или Филиппинских островов, и часто преподают версию Лималама под сильным влиянием одного или нескольких из этих искусств. Часто присутствуют различия поколений, между теми, кто обучался в 1960-х или 70-х годах, преподавая другую форму искусства, по сравнению  с теми, кто обучался позднее.

Наиболее высоко ценятся те, кто тренировался лично с Грандмастером Туелосега или одним из первых пяти основателей ТИЛОА в оригинальных методах Лималама, так тесно связанных с китайскими боевыми искусствами. Это наиболее всеобъемлющий, опасный и редкий вид искусства, известный лишь немногим в настоящее время.

Инструкторы Лималама, как и ожидалось, внесли свой вклад в искусство, добавив свои собственные методы или учебные формы. Таким образом, искусство продолжает расти с каждым новым поколением практиков, способных помочь расширить искусство. Самая большая концентрация школ сегодня находится в Мексике, Южной и Центральной Америке, а также в Испании. Другие встречаются повсеместно в Соединенных Штатах Америки, конкретно в  Калифорнии и на Гавайях, и даже так далеко, как в  Австралии.

Кто есть кто в Лималама

Некоторые из известных мастеров боевых искусств, обучались Лималама. Дуглас Вонг, основатель Кунг-фу Белого Лотоса, тренировался с Хаумеа Лефити, Тед Табура  тренировался с Джоном Луисом в Лималама и Окинава-Тэ, Ричард Нуньес и Соломон Кайхевалу, тренировались с Тино Туелосега, и Тадаши Ямашита, мастер Шорин-Рю, который также тренировался с «Папой», как Туелосега ласково называют ветераны искусства.

Нуньес продолжает преподавать Лималама, в то время как Кайхевалу теперь преподает Луа, Гавайское искусство самообороны. Антуан Алферос тренировался с Хаумеа Лефити и продолжает обучать, как Лималама, так и Кунг-фу. Джеймс Макнил, еще один студент Лефити, учит Хлещущим Рукам, Мок Гар. Аль Гарза, основатель новой инновационной матричной системы, которую он узнал от Лефити и Туелосега.

Сотни людей обучают искусству во всем мире, особенно во многих латинских странах. Лефити скончался в 1973 году, а Туелосега перенес инсульт в 1993 году и получил некоторые физические и речевые нарушения, но остается активным в своем искусстве, обучая и контролируя других инструкторов Лималама.

В следующий раз, когда вы увидите группу Полинезийских или Гавайских девушек, танцующих Хулу, внимательно посмотрите на некоторые движения рук и тела. Многие из ранних движений, из которых было образовано Лималама, на самом деле были скрыты в танце в течение 1800-х годов из-за политического и религиозного давления, которое привело к запрещению открытого преподавания смертоносного искусства.

Вместо этого движения были скрыты в танце Хула и других полинезийских танцах, где они оставались живыми для тех, кто знал, кто был в состоянии расшифровать изящные, плавные движения как смертельное боевое искусство, которое они содержали. Некоторые из этих похожих на танец Хула движений можно увидеть в текучести салюта и приветствия Лималама.

Туелосега всегда говорил, что его искусство было даром от Бога и что практикующие не должны кланяться человеку, но только самому Богу. Поэтому салют Лималама представляет собой текучую комбинацию открытой ладони и блоков, ловушек и ударов практического и символического, духовного значения.

Автор: Доктор Карл Тоттон, 7 Дан Лималама, 7 Дан Кенпо

Перевод на русский: Ярослав Ляшенко © Официальный представитель Американского Института Джиу-джитсу в России, Шеф-инструктор 5 Дан, Официальный Представитель Всемирной Федерации Кахуна Лималама в России, Шеф-инструктор 4 Дан, Президент Международного Центра Боевых Искусств Синтез