Жизнь Основателя Кошо Рю Кенпо Джеймса Митозе
Март 2011 года, Black Belt Mag.
- «Кенпо – это Искусство моей семьи».
30 декабря 1916 года в сельском районе Северная Кона на Гавайях японская пара родила ребенка, которого назвали Масаеши Митозе. В последующие годы он принял американское имя Джеймс и прославился как человек, который принес Искусство Кенпо на Запад. Через его собственные слова (курсивом) и действия, мы можем проследить основные этапы жизни этого замечательного мастера боевых искусств.
Родившись на кофейной плантации, Джеймс Митозе оставался там до 22 октября 1920 года, когда он вместе с сестрой отправился в Японию чтобы жить под опекой у дедушки.
- «Я должен был заняться семейным бизнесом, в том числе религиозной деятельностью».
Они направлялись в деревню Кумамото-Хигаси-Томоти.
- «Я изучал Кенпо в большом храме на горе Акенкай. В течение двух лет я просто убирал храм, подметал полы и служил монахам и прихожанам. Только после этого мне разрешили получить образование. Храм служил школой, в которой у нас был ритуал в индийском стиле».
Половина каждого дня была посвящена религиозной деятельности, в том числе изучению санскрита. Другая половина сосредоточивалась на практике Кенпо.
- «В организации было много классов или рангов, начиная, скажем, с архиепископа или епископа и вплоть до монаха. Это значительно отличалось от Каратэ, с его черными и коричневыми поясами».
Джеймс Митозе был обрит наголо в традициях буддийских монахов. Он изучил японскую интерпретацию Буддизма, а также Христианство и различные религии Индии и Тибета. Он молился своим предкам и Будде, изучал Библию и греческую философию.
Философский аспект Кошо Рю Кенпо, Искусства, которое он позже основал, находился под сильным влиянием этих исследований, особенно указов не причинять вреда и сливаться с окружающей средой.
- «Было время в храме, когда я посадил овощи и по неосторожности убил дождевых червей, после чего мне не разрешали принимать пищу в течение трех дней. В Японии известно, что если кого-то убить, то семь поколений будут страдать. Все страдают, поэтому вы не можете делать такие вещи».
Молодым людям рассказывали японские истории. Эти рассказы позже определят сущность Кошо-Рю Кенпо и то, как он связывал свои философские взгляды с повседневной жизнью. В конце концов, эти истории попали в книги Джеймса Митозе, которые он написал, чтобы передать свое послание миру.
Обучение Джеймса Митозе в Храме включало в себя уроки анатомии человека, сбор энергии, японскую йогу и питание, а также искусство телесного контакта, которое вращалось вокруг навыков толкания и вытягивания. Он также изучил баланс, координацию, биомеханику.
- «Когда в деревне зимой были похороны, я сопровождал процессию и вместе со всеми нес гроб».
Монахи Храма всегда сохраняли верность Общине. Поскольку даже ближайшая больница была очень далеко, чтобы жители могли дойти до нее пешком, монахи часто работали врачами.
Джеймс Митозе стал специалистом по натуральному питанию. Он узнал о травах и использовал свои навыки, чтобы помочь жителям деревни. В окрестностях он и его сверстники часто обменивали свой труд на еду и другие товары.
- «Меня учили заботиться о себе. Если я не работал в течение дня, я не должен был есть. Поэтому вместо того, чтобы выпрашивать еду, я старался выращивать еду сам, в групповых занятиях с другими членами организации. Кроме архиепископа, все остальные занимались таким физическим трудом: сажали рис, работали в поле, варили рис, рубили дрова».
Поворотный момент в жизни Джеймса Митозе наступил, когда его обучение и посвящение помогли ему перейти от монаха к статусу служителя в возрасте 18 лет. Однако его разум начал покидать храм, а тело вскоре последовало за ним.
- «Я был освобожден от групповой жизни и стал свободным».
В течение следующих двух лет он путешествовал по сельской местности вместе с другими из храма. Он работал с местными правоохранительными органами и, в конце концов, наткнулся на военные учения, проводимые на склоне горы, чтобы подготовить граждан к бою.
- «В то время даже в начальных школах преподавали военную тактику для подготовки к войне с Америкой».
Пропаганда распространилась по всей Японии. Каждому гражданину было приказано взять в руки оружие и, в случае необходимости, защищать нацию. Нарушение означало немедленное судебное преследование и вероятное тюремное заключение. Это, конечно, противостояло монашескому пути ненасилия.
- «По нашему закону Кенпо мы не должны были подчиняться приказам даже Императора или Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами. Мы с братом были против этих военных операций. Некоторые были арестованы. Люди вокруг меня предложили мне вернуться на Гавайи как можно скорее. В противном случае, я мог бы быть заключен в военную тюрьму».
В 1937 году Джеймс Митозе отправился на Гавайи, где он планировал начать новую жизнь в стране своего рождения. Он подружился с Робертом Триасом. Их время вместе, в конечном счете, привело к разговору о боевых искусствах, но он был прерван 7 декабря 1941 года, когда японцы начали внезапное нападение на Перл-Харбор, искалечив флот США. Восемнадцать кораблей были уничтожены, 300 самолетов повреждены или уничтожены, 2400 человек погибли и 1100 получили ранения, и все это за два коротких часа.
Желая помочь, Джеймс Митозе решил менее чем через 24 часа после нападения завербоваться в Гавайскую Национальную Гвардию.
- «Моя позиция отличалась от позиции большинства американцев. Я счастливо жил в Америке как американский гражданин. Я любил Америку и ее институты и считал своим долгом взяться за оружие ради этой страны, привилегии которой были щедро предоставлены мне. С другой стороны, это было не так просто, как для большинства. Я провел годы становления в Японии и имел некоторых родственников, все еще живущих в Японии, с которыми я был связан узами крови и жизненным опытом».
Джеймс Митозе был с честью уволен после трех недель службы. Затем он записался добровольцем в трудовой батальон. Полагая, что он должен сделать больше, чтобы помочь военным усилиям, он решил поделиться боевым искусством своей семьи.
- «Цель состояла в том, чтобы научить миру во всем мире и человеческому счастью, в особенности помочь в борьбе с преступностью».
Джеймс Митозе посещал многочисленные клубы боевых искусств на Гавайях. Он принял систему Ги и Поясов, и начал преподавать Кошо-Рю Кенпо широкой общественности. Сначала он инструктировал на заднем дворе своего дома, где собиралась всего пара студентов, одним из которых был Томас Янг. Затем он столкнулся с единственным Уильямом К. С. Чоу.
По мере того как росло число учеников Джеймса Митозе, он стал нуждаться в больших помещениях. В 1944 году он открыл Официальный Клуб Самообороны, сначала в миссии Беретания в Гонолулу, а затем в Ассоциации по Расовой Интеграции. Его цель состояла в том, чтобы донести истинное значение Самообороны до студентов независимо от их ранга, национальности или религии. Большинство учеников посещавших занятия были не японцами.
Джеймс Митозе обучал их для работы в правоохранительных органах, прохождения военной службы и различных личных причин. Он научил их использовать такие инструменты, как “палочки Кенпо”, а также тому, как фокусировать энергию и уничтожать зло изнутри. Он показывал им способ атаки и давал время подумать над эффективным ответом на него. Митозе подчеркивал необходимость совершенствования баланса и техники, а также дополнял физическую подготовку лекциями по философии, уважению, смирению и ситуационному осознанию.
- «Моя религия такова, что я не воюю. Не драться и ничего не делать — настоящая религия Кенпо Каратэ».
Поскольку Официальный Клуб Самообороны рос, Митозе увидел возможность использовать Школу, чтобы помогать другим. Чем больше у него было учеников, тем больше добрых дел он делал для общины, что, в свою очередь, привлекало еще больше учеников. Вместе они организовали демонстрации Самообороны на Гавайях, собрали деньги на Марш десяти центов, пожертвовали продовольствие Национальной гвардии и пожертвовали деньги Христианским церквям и миссионерским школам. В 1947 году он закончил работу над тем, что многие считают первой англоязычной книгой о Кенпо.
- «Я писал по-японски и по-английски».
Что Такое Настоящая Самооборона? На ней была обложка, изображавшая двух бойцов в клинче. Джеймс Митозе переиздал ее в 1953 году с измененной версией герба своей семьи на обложке. Модификация: покрытый кулак был помещен на вершине гребня, потому что мир был в состоянии войны.
Джеймс Митозе хотел поделиться своей философией Самообороны, но чувствовал, что его заставляют заполнять книгу фотографиями. Он опасался, что студент, ищущий быстрый результат, перевернет страницы техники и пропустит реальное сообщение, которое он хотел передать. Для типичного читателя это будет просто еще одна книга о боевых искусствах. Тем не менее, многие экземпляры были переданы в дар местным полицейским управлениям, публичным библиотекам и медицинским учреждениям. Другие продавались вместе с уроками.
В последующие годы ученики Джеймса Митозе проявили интерес к изучению того, что можно считать агрессивной и жестокой стороной Кошо-Рю Кенпо. Они, казалось, игнорировали философский аспект боевого искусства.
- «В моем Додзе, они знают—я не должен учить другим вещам, потому что это моя религия».
После того, как один ученик ударил и серьезно ранил другого ученика, Джеймс Митозе пришел к выводу, что его последователи слишком много изучают насильственную сторону искусства. Вместо того чтобы понять истинное значение самообороны, они сосредоточились на ударах ногами и кулаками.
После долгих размышлений Джеймс Митозе оставил преподавание.
- «Я решил не преподавать Кенпо и другую восточную философию. Они этого не поймут, поэтому я сдался».
В 1955 году он доверил свою Школу своему ученику Томасу Янгу и начал новую жизнь в Лос-Анджелесе. На материке Джеймс Митозе стал Рукоположенным Служителем через Епископальную Церковь и получил степень Доктора Философии. Он продолжал поддерживать связи с друзьями и близкими, которых он был вынужден оставить в Японии так давно.
Всю оставшуюся жизнь он выборочно преподавал Кошо-Рю Кенпо нескольким ученикам. Иногда он расстраивался, отчасти из-за языкового барьера и различий между японской и континентальной американской культурой. Большинство людей, которые сталкивались с Джеймсом Митозе в таком состоянии, рассматривали его просто как сердитого человека. Не прожив его жизни, они никогда не поймут его характер.
Джеймс Митозе умер 26 марта 1981 года. В то время он был заключен в известную тюрьму штата Фолсом. Он был признан виновным в вымогательстве и убийстве, но подробности его участия в преступлениях не были полностью доказаны. Большинство утверждает, что преступления совершал один из учеников Джеймса Митозе, а он взял его вину на себя.
Так закончилась жизнь Джеймса Митозе, человека, чей бескорыстный акт доброты привел в движение экспансию Кенпо в Западный мир. Его единственным требованием для поступления в школу было желание жить более гармоничной жизнью.
Об авторе: Кен Релф, Онтарио, Канада, внештатный писатель. Он имеет черный пояс пятой степени в Кошо-Рю Кенпо под руководством Томаса Б. Митозе, сына Джеймса Митозе, и является канадским представителем семьи Митозе.
Перевод на русский:
Ярослав Юрьевич Ляшенко © Официальный представитель Американского Института Джиу-джитсу в России, Шеф-инструктор 5 Дан Современное Джиу-джитсу Школа Синтез, Президент Международного Центра Боевых Искусств Синтез